Светлые души театра

111Книга эта написана актером, поэтому особенно чувствуется в ней искренность. Это — воспоминания, и, как всегда в таком литературном жанре, здесь есть привкус ностальгии, тем более, что вспоминаются прекрасные украинские актеры киевских театру им. І.Франка и театра им. Леси Украинка.

Олег Комаров, заслуженный артист Украины, актер Национального театра российской драмы им. Леси Украинка, — из актерской семьи; его иметь, засл.арт.України Анна Николенко, была актрисой театра им. І.Франка, играла роли в очередь из Н.Ужвій. Людей, которых называем леґендами театру, Олег Комаров знал с детства, общался с ними, видел в быту и на сцене. Мысленно, в памяти он возвращается в те далекие времена послевоенного Киева, на старинную улицу Ольгинску, где жили актори-франкивци, и через восприятие ребенка появляется в воображении достаточно большой пласт жизни целого художественного поколения.

Какими были на сцене Николай Братерский и Виктор Добровольский? Какими своеобразными актерскими чертами отличались Михаил Пилипенко и Петр Пастушков? А этюды о Екатерине Осмяловску, Дмитрия Милютенко, Николая Яковченко! Все написано с восторгом и любовью. В воспоминаниях об Аркадии Гашинского Олег Комаров называет его современным Дон Кихотом, и все, кто знал Аркадия Евгеньевича, согласятся с этим, а о Викторе Цимбалиста автор говорит: «совесть театра» и против этой характеристики никто не будет отрицать. Вспоминает он и о Нине Заручинску, режиссере, которая работала со многими киевскими актерами и Владимира Бохонка — радиорежиссера, которого хорошо знали и любили актеры и слушатели, а талантливые радиопредставления, сделанные им, продолжают жить в украинском радиопространстве.

В разделе «Светлые души театра», речь идет об актерах театра им. Леси Украинка. Комаров убежден, что Виктор Халатов — «волшебник сцены», а Алексей Таршин имел в душе особенный теплый свет, которым мог обогреть всех, кто его окружал, и светло то вроде бы переливалось через рампу с сцены до зрителей. Валентин Дуклер треть своей творческой жизни отдал работе перед микрофоном. Олег Комаров вспоминает об их общем радиотруде. Театральный суфлер — фигура, которая традиционно сопровождалась безличчю актерских басен. Таким же появляется из страниц воспоминаний Комарова и Яков Бликштейн, суфлер российской драмы.

Кроме публицистических набросков, О.Комаров предлагает «Театральные рассказы», где использовал собственный театральный и человеческий опыт. Его художественные выводы простые и понятные, и в этих нехитрых повествованиях поражает искренность человека и убедительность художника.