Белая птица

К 65-летию со дня рождения Ивана Миколайчука в Украине состоялся ряд акций. Буковину посетила делегация Национального Союза кинематографистов Украины. 14 июня в Черновцах в областной научной библиотеке — открыта книжная выставка, посвященная художнику, а в примишення областного театра им. Ольги Кобылянской прошел вечер памяти мастера кино. На следующий день его память почтили в его родном селе Чертория, а вечером в Черновцах показали новый телефильм «Иван Миколайчук. Книга жизни », премьера которого прошла и на 5-м канале.

В Киеве, в Доме кино, 20 июня состоялся круглый стол «Иван Миколайчук как феномен украинской культуры», а 22 июня в Национальном театре им. И. Франко — вечер «Белая птица». На нескольких телеканалах прошли ретроспективы его фильмов.

Юбилей стал поводом еще раз подумать над местом и ролью Ивана Миколайчука не только в кино, но и в Украине в целом.

Мы говорим, что он был лицом и душой украинского кино, имея в виду сыгранные им роли в фильмах Сергея Параджанова, Юрия Ильенко, Леонида Осыки, Бориса Ивченко и его собственных. Но мы должны помнить, что душой может стать тот, кто не только одарен талантом, но и является избранным, выполняет важную миссию на этой земле, среди этого народа. Относительно Миколайчука, то это миссия спасения нации. Ее в XIX веке совершил поэт и пророк Тарас Шевченко. Очевидно, не случайно актер перевоплотился в него в фильме «Сон» и не случайными есть совпадения в биографии — почти десятилетняя Запрет созидать, а также ранняя смерть — в том же возрасте, что и Тарас Шевченко.

Миколайчук заставил самую широкую (в смысле мировую) зрительскую аудиторию зачаруватись образом Ивана Палийчука, будучи магическим в этой роли, органическим и грациозным актером, без каких-либо усилий считывая коды национальной культуры, ментальности, наконец, мировоззренческих простор, которые стремилась похоронить в братской могиле « дружбы народов »мощная советская идеологическая машина. Он сделал это тогда, когда ему исполнилось всего 23 года, тогда, когда в украинском кино господствовал «позавчерашний день», день, который, по выражению Ивана Дзюбы, «всегда думал, что будет сегодняшним».

Иван Миколайчук, блестяще сыграв две роли, оказывается в центре поисков, которые смело вели упомянутые режиссеры в Украине, как и тогдашние поэты, среди которых Лина Костенко, Иван Драч, Николай Винграновский, а также композиторы, скульпторы, художники. Он не затерялся среди того круга, напротив, был его украшением, светлым и притягательным источником творческой энергии. Эти поиски опирались на прочную базу профессионализма, знания мировой культуры. Кроме этого фундамента, Миколайчук добавил еще фундамент культуры народной, которую хорошо знал и искренне любил.

Миколайчук снимался во многих и очень разных режиссеров того времени, играл рядом со многими актерами. Но среди них были те, которых он мог сплотить. Развивая практику своих коллег-режиссеров, он вводил в мир кино молодых, еще малоизвестных актеров, среди которых — Анатолий Хостикоев, Ярослав Гаврилюк, Григорий Гладий, Галина Сулима, Наталья Сумская. Он был своим среди выдающихся художников своего времени — дружил, в частности, с Владимиром Ивасюком, Анатолием Фуженком. Можно сказать, что на его лице сходилось и пересекалось много линий украинской культуры. Феноменальность его как раз и было, что он всех консолидировал, потому что цель творчества, хотя и не декларировалась, была четкой и прозрачной. Как мудрый политик, он умел умножать друзей и единомышленников, а не отталкивать их.

Конечно, без Ивана Миколайчука украинское кино не было бы таким, каким мы его знаем. Вспомним хотя бы одно свойство его творчества, хотя и не главную, но очень важное — как смело и уверенно он продолжил реформу музыки в кино — в фильмах «Белая птица с черной отметиной», «Пропавшая грамота», «Вавилон ХХ», начатую Сергеем Параджановым в «Тенях забытых предков», когда музыкальной тканью становилась народная музыка и песня. Этого уже достаточно, чтобы убедиться в его новаторстве. Можно предположить, что не все разделяли его стремление, чтобы с экрана звучала народная музыка, и пройдет совсем немного времени и на весь мир уславиться режиссер и музыкант Эмир Кустурица, за основу ритмической организации своих фильмов примет именно фольклор, фольклор балканских народов. Его творческий ход оценят как оригинальный и увенчает высоким признанием. А вот Иван Миколайчук еще в начале 1980-х вынашивал замысел аналогичного фильма, где ритмической основой должен стать песенный фольклор его родной Буковины. Назывался он «Небылицы про Ивана». К сожалению, осуществить не успел ...

Иван Миколайчук, хоть и немного снимался за рубежом, (Югославия, Болгария), однако смело выстраивал международную перспективу для украинского кино ( «его в лицо знали уже миллионы»), и будучи известным, ни на миг не переставал оставаться сыном своего народа. Он имел все для статуса звезды мирового масштаба, как Марчелло Мастроянни ли Жан Поль Бельмондо. Не было только в его стране свободы, чтобы делать кино мирового уровня. Когда кино такого уровня только расправила крылья, его административным способом задушили.

Конечно, сказанное не исчерпывает места и значения Миколайчука для нашей культуры. Значение именно сегодня, когда молодежь очарованный исключительно на Запад (определенная часть, конечно, предпочитает русскую песенную и кинематографическую попсу), не осознавая, что самоутвердиться можно только на собственной почве.

Память о Ивана Миколайчука света. В этом могли убедиться зрители на вечере в Театре им. И. Франко, подготовленном режиссером Василием Вовкуном. На нарядно оформленном приглашении был Иван Миколайчук в образе Фабиян со скрипкой в руках. Этот кадр из фильма «Вавилон ХХ» утверждал, что мудрость неразрывна с прекрасным, она через него проявляется.

Страницы: 1 2 3