«Еврейский вопрос». Взгляд изнутри

Art Event Group: .

Существенную часть ленты «В субботу я король!» (режиссер В. Двинский, Россия, 2001) был снят в Украине. Среди героев фильма — украинские художники И. Гольдштейн, А. Рыбачук, В. Мельниченко. Автором сценария является секретарь Союза кинематографистов Украины Владлен Кузнецов. Поэтому есть основания говорить о фильме как явление украинского кинопроцесса.

Впрочем, «национальная принадлежность» фильма не вызывает сомнения. Это одна из попыток осмыслить судьбу и неповторимый менталитет еврейского народа. Документальное кино уже не первый раз помогает взглянуть вглубь ХХ века, для еврейской нации было настоящей борьбой за выживание.

Центральная тема фильма «В субботу я король!» — «штетл», культура еврейских местечек, сквозь призму которой режиссер прослеживает еврейскую историю ХХ века.

На территории Украины культура «штетл» была развита особо. Такие городки, как Бердичев и Шаргород, до сегодняшнего дня сохранили ее в своих узких улочках и закоулках двориков, а прежде всего — в неповторимости населения. Это та часть еврейства, которая пронесла свою неповторимость сквозь мытарства ужасного для евреев ХХ века. Украинские евреи дали миру Бабеля, Шолом-Алейхема и Бруно Шульца. Но сегодня из-за массовой эмиграции евреев «штетл» снова на грани исчезновения.

Перед евреями, народом, которого судьба распылила чуть ли не по всему земному шару, всегда стояла дилемма самосознания в обществе. Какой путь выбрать: не поддаваться ассимиляции, упрямо отстаивать культуру предков или раствориться в обществе, став патриотом страны, куда забросила судьба? ... Выбрать первый вариант решались далеко не все. На территории Украины, как и вообще в Российской империи, а затем СССР, еврейская судьба была особенно тяжелой: погромы начала века, ужас Холокоста, советский государственный антисемитизм ... На протяжении десятилетий «еврейская тема» в искусстве и в кино частности подлежала негласной запрету. Евреи постепенно теряли самобытность, отрекаясь от собственного языка и культуры. Отказ это сделать была равноценна смерти, любые проявления еврейства таврувались как «космополитизм» или «сионизм». Но пришло время, когда евреи наконец получили право на собственную историю. «Я кинорежиссер, а еще я еврей» — так в своем фильме режиссер В. Двинский представляет себя зрителю. Двинский, потомок ассимилированных советским режимом евреев, испытывает угрызения совести из-за того, что никогда не знал языка идиш, не был знаком с культурой собственной нации. Главный вопрос, который Двинский ставит перед собой, зрителем и обществом: или безвозвратно потеряно еврейскую культуру на территории России и Украины, возможно ли и нужно ли ее возрождение? Сегодня евреи массово эмигрируют в те страны, где они не чувствуют себя второстепенными людьми, где их способности и потенциал нужны. А в постсоветском пространстве явление антисемитизма, до сих пор распространено в обывательском ментальности, подогревается ксенофобскими настроениями псевдопатриотов. Не является массовый отток евреев огромной потерей для общества?

Несмотря на актуальность, ленте хватает объективности: временами режиссер просто признается в любви своему народу. Однако многочисленные черты национального колорита в фильме трогают. Некоторые мысли, звучащие из уст героев фильма, поражают (например, выражение Ады Рыбачук о том, что холокост является трагедией прежде всего для немецкой нации). Никогда нелишне раз напомнить современному зрителю о причинах холокоста ( «совесть — типично еврейская черта, ее надо искоренять», — звучат в фильме слова Гитлера) и о намерении Сталина депортировать евреев в Биробиджан, не был осуществлен только через «своевременную» смерть тирана . По словам режиссера, «В субботу я король!» — Фильм о поисках «еврейского счастья». Еврейский народ, видимо, будет искать своего счастья всегда. Такова уж судьба «вечного изгнанника».