Опыт самоосознания

В конце апреля в Москве уже в десятый раз состоялся «Кинофорум» — собрание кинематографистов стран СНГ и Балтии. Проходил он «под крышей» Федерального агентства по культуре и кинематографии Российской Федерации, а среди организаторов два министерства: иностранных и культуры и массовых коммуникаций этой страны. Исполнительный комитет СНГ, Конфедерация союзов кинематографистов стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии.

Целую неделю кинопрофессионалов обращались «свежие» фильмы из стран Центральной Азии, Восточной Европы и Балтии (только три шансы существуют для этого на постсоветском пространстве: «Киношок» в Анапе, «Кинотавр» в Сочи и «Кинофорум» в Москве), без чего такой интересный феномен как постсоветский кинопроцесс рискует превратиться в «вещь в себе».

Программа «Новое кино» включала 44 фильмы 2005 — 2006 годов (18 игровых, 14 документальных, 13 анимационных. По случаю юбилея Форума были организованы ретроспективу «Форум: география творчества», в которую вошли 15 «звездных» картин из программ разных лет (составители ретро-блока — известный российский киновед Нея Зоркая и пресс-секретарь Конфедерации союзов кинематографистов Дарья Борисова. Зивставлення «свежих» фильмов с ретроспекцией дало широкий материал для основательного анализа всех «pro» и «contra» современного кинопроцесса.

Каждый вечер после просмотров происходило обсуждение в кулуарах Дискуссионного клуба «Евразия», в котором принимали участие журналисты, кинокритики и участники фестиваля. A'la guerre comme a'la guerre: в течение недели 5 раз выходил FORUM-daily », где конспективно преподавался содержание обсуждений предыдущего дня работы и смысл самых крутых виражей« акул пера ». В поле их внимания попадал весь спектр ежедневных событий (как кинематографических, так и политических) в странах СНГ, Литве, Латвии и Эстонии.

К ретроспективного показа вошли «Время танцора» (1997, Россия, Вадим Абдрашитов и Александра Миндадзе), «Сельская управа» ( «саратана», 2004, Эрнест Абдижапаров, Кыргызстан), «Свобода» (2000, Шарунас Бартос, Литва), « Лунный папа »(1999, Бахтийор Худойназаров, Таджикистан / Россия / Германия / Австрия / Швейцария),« Сомнамбула »(2003, Сулев Кеедус, Эстония),« Оратор »(1999, Юсуп Разиков, Узбекистан).

Украину представлял «Мамай» (2003) Олеся Санина. Несмотря на полярность оценок, никто не остался равнодушным к визуальной красоты, виртуозности фонограммы, где органично соединились национально орнаментированные музыкальные мотивы (композитор Алла Загайкевич) колдовские шепот, страдания, которым полны неартикулированная тексты народных сказаний, привлекательные именно своей «невыразимой» выразительностью. Санин смог совместить национальное с «глобальным» прибегали до самых современных технологических возможностей.

В целом программа кинопоказов продемонстрировала: после распада СССР кинопроцесс в независимых странах имеет определенные общие черты развития, прослеживаются некоторые общие тенденции: актуализация архетипов национальной культуры, уравновешивается закономерной появлением новых тем и героев. В то же время оказывается: пока европейский (в частности славянский) регион безуспешно занимался поисками нового киномодели, в странах Центральной Азии кино начали активно снимать, вводя как традиционные, так и радикально новые формы.

Делаются даже попытки «переиграть» Голливуд на его собственном поле. Речь идет о представленном Казахстаном фильм «Кочевники» (2005, Казахстан / Россия / США) — настоящий блокбастер с профессионально поставленными массовыми сценами в стиле «экшен», выразительными акцентами на визуальной эстетике и умелой актерской игрой.

Американское происхождение «звезд», создавшие образы национальных героев — спасателей кочевого народа, — воспринимается органично учитывая вполне интернациональный состав творческой группы (сценарий Рустама Ибрагимбекова; режиссера: Сергей Бодров-старший, с 1992 года живет и работает в Лос-Анджелесе ; рожден в Праге Иван Пассер и Талгат Теменов; среди продюсеров Милош Форман, Сергей Азимов, Рам Бергман и др., в главных ролях Куно Беккер, Джей Эрнандес, Марк Декаскос, Джексон Скотт Ли, агнатами Есмагамбетова, Досхан Жолжаксинов).

Этот исторический колосс откровенно опирается на госзаказ, рассказывает о далеком прошлом Казахстана, когда его завоевывали воинственные джунгар. Грандиозный американо-казахский фильм «большого стиля» создан по поручению президента Назарбаева, в придачу — национальный эпос начинается и заканчивается цитатами из его речей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6