Праздник единства

Ряд театральных фестивалей прошлого театрального сезона в Украине празднично и содержательно завершил с 12 по 19 июня Международный фестиваль «Мельпомена Таврии 2006» в Херсоне. Ежегодно, уже восьмой раз он проводится благодаря одержим и целенаправленной работы его автора и организатора — генерального директора и художественного руководителя Херсонского академического музыкально-драматического театра им. Николая Кулиша, заслуженного работника культуры Украины — Александра Книги.

«Мельпомену Таврии» был задуман как фестиваль премьер музыкальных спектаклей. Но с годами он расширял свои жанровые и географические границы и сегодня в его диапазоне музыкально-драматические постановки, рок-оперы, оперетты, пластические, драматические спектакли, моноспектакли. Но почти в каждом спектакле весомой составляющей является музыка.

А еще — «Мельпомена Таврии» ежегодно уверенно и профессионально подтверждает свой международный статус, способствует укреплению международных художественных отношений. В этом году кроме украинских, принимали участие театры России, Беларуси, Молдовы. Еще один важный признак: все участники имеют возможность приехать в Херсон на все время его проведения. Такие встречи очень ценны, так как способствуют творческому взаимообогащению, личному общению, налаживанию дружеских и творческих отношений с коллегами, осмыслению основных тенденций и направлений развития не только отечественного, но и зарубежного театра.

«Мельпомена Таврии» — фестиваль для зрителей, интересное и захватывающее праздник для жителей и гостей Херсона, которое проходит не только в помещении, но и выплескивается на Театральную площадь и улицы города фестивальной походкой, яркими карнавалами и театральным действом, гала-концертами и праздничными салютами . И если сначала в карнавальном шествии по Херсону вместе с участниками фестиваля принимали участие только отдельные организации и коллективы города, то в последние годы многие организации борется за участие в фестивальном движении. А гала-концерты на Театральной площади собирают многотысячного зрителя. Составной фестиваля стали и театральные капустники.

Зрители заранее раскупают билеты. И несмотря на погодные условия (на этот раз в Херсоне шли дожди), зал на всех спектаклях был заполнен.

За семь дней на двух сценах — театра им. М. Кулиша и театра кукол — было показано 17 спектаклей. Большинство нарушали философско-этические вопросы: человеческая личность и смысл жизни: человек и общество, ценности мнимые и настоящие, разрушительная сила войны ... И, конечно, звучала тема любви, творчества как способа существования. Были и откровенно развлекательные представления.

Пластическая драма «Бессонница» по мотивам произведений Тараса Шевченко Криворожского театра «Академия движения» покорила зрителей. Две человеческие судьбы — Яремы и Екатерины — переплелись с многострадальной судьбой украинского народа. В спектакле четкая и завершена сценарная канва, яркая образность, оригинальность и аллегоричность художественного решения, пластическая выразительность исполнения. Скажем, яблоки, внезапно высыпаются из подола девушек-покрыток, становятся символом первородного греха.

А их тут же собирают дети — девочки и мальчики ... А чего стоит круг позора между белыми простынями, устроенное нарекание девушке ... Атмосфера спектакля создается синтезом музыки, пластики, освещение и вдохновенным творчеством юных исполнителей, взлелеянных заслуженным деятелем искусств Украины Александром Бельским — директором и художественным руководителем «Академии движения», постановщиком «Бессонница».

Коломыйский областной драматический театр на «» Мельпомене »был впервые. Спектакль «Вoa-constriktor» по одноименному произведению Ивана Франко прозвучала очень эмоционально и современно. Это — яркий режиссерский дебют выпускника Киевского университета театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого Максима Голенко.

Декорации лаконичны (сценограф Александр Семенюк) — многофункциональный станок-ступеньки, атрибуты мебели, необходимые для действия, отдельные детали быта, которые становятся метафорой. Скажем — ведра, которые висят над сценой, зонтик ... Перед гибелью очередного персонажа — одно из них опускается и кувыркается, предвещая конец жизни.

Фигура в белом, которую можно воспринимать и как Судьбу, и как Совесть, и как образ Смерти (яркая пластика исполнительницы Мирославы Воротняк), появляется в самые драматические моменты жизни героев и ... забирает их с собой. Режиссура четкая, с последовательностью действия, выразительными мизансцены, использованием стоп-кадра, органическое вплетения в действие народных сцен. Хотя, конечно, можно упрекнуть режиссеру за нарушение темпо-ритма в определенных моментах спектакля. Удачное музыкально-вокальное оформление (Иван Николайчук) предоставляет спектакле национального колорита.

Жизнь главного героя — Германа Гольдкремера (Зиновий Симчич), история формирования его личности от напивжебрака онучкаря до всесильного миллионера — режиссер раскрывает через ряд его воспоминаний, которые визуализируются на протяжении действия. Постепенно проступает дуализм естества героя — набирая силы и власти, именно он становится для общества воплощением того чудовищного змея-полоза, поглощающей все вокруг. А трагедия героя начинается тогда, когда он, наконец, понимает, что для него змей — его богатство, которое и привело его в бездну ... И наступает момент, когда смерть воспринимается за счастье.

Событием фестиваля стала и рок-опера «Извечная песня» Республиканского театра белорусской драматургии (Минск). Поэтическое произведение Янки Купалы стал яркой органической литературной основой рок-оперы. Сценическая идея и постановка Сергея Кавальчика, интересная музыка Тимура Калиновского с вплетения белорусского мелоса, индивидуализированное и выразительная хореография Тамары Федосеевой.

Лаконичное оформление с точно продуманной, четкой и многоцветной партитурой освещения и светлое или яркие наряды персонажей, подчеркивает национальный характер произведения (сценограф — Александр Семенюк). Сквозной действием рок-оперы становится мнение о смысле жизни человека, этой круговерти от рождения до смерти как изменений времени года: от весны до зимы ... А между этими событиями — работа и неудачи, холод и голод, радости, беда и горе, несчастья и войны, боль и страдания ...

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9