Пятеро на «Золотом витязе»

Ежегодный международный фестиваль «Золотой витязь» состоялся в этом году в Сепухови Московской области. Для небольшого древнерусского городка на берегу Оки фестиваль стал событием года. Одновременно в пяти кинотеатрах с утра до позднего вечера продолжались показы конкурсных фильмов и зрителям было очень трудно определиться, какие именно картины смотреть.

Открывался фестиваль на центральном стадионе города и чем-то это напоминало открытие Олимпийских игр, только мишку не хватало: представители 33 стран под дружные аплодисменты зрителей, каждый с флагом своей страны, проходили стадионом, потом на сцене зазвучали речи мэра города Серпухова, президента фестиваля Николай Бурляев, зазвучали песни местных звезд, заплясали около десяти детских коллективов танцы народов мира.

Несмотря на дождь, зрелище и общая атмосфера действа были замечательные. Посетил с песней на стихи Сергея Есенина российский актер Сергей Безруков, вызвав бурные аплодисменты жителей Московии. В конце вечера взорвался фейерверк, после которого все участники фестиваля были приглашены на праздничный фуршет.

Через очень насыщенную программу «Золотого витязя» много фильмов остались вне моим вниманием, но я не обошла показы своих коллег-дебютантов, конкурс студенческого кино, некоторые сричкы из документального и художественного блоков. Запомнился фильм казахских режиссеров Аманжола Айтуарова и Сатибалды Наримбетова «Степной экспресс», снятого по мотивам повести А. Пушкина «Станционный смотритель». События разворачиваются в наше время, место событий — казахскую степь. Этот фильм — образец хорошего советского кино, все по-доброму, душевно-просто начинается, происходит и предсказуемо решается. «Грозовые ворота» Андрея Малюкова, по словам самих создателей, — фильм-ответ «Девятой роте» Федора Бондарчука, который раз погрузил нас в военные события на Северном Кавказе. А фильм всемирно известного Ким Ки-Дука «натянутая тетива», о котором журналисты и кинокритики уже успели написать, что это очень красивое и бессмысленное кино, поразил не только меня, он получил «Золотого витязя».

Дебютное кино было разноцветным, грузинская молодежь привезла картины из меланхолично-безнадежным настроением, белорусы увлеклись миром природы, Россия показала немало анимации.

Общая черта как художественных, так и документальных фильмов — они грустные, иногда слишком грустные. Конечно, жизнь не очень веселое и условия для реализации своих идей не всегда благоприятны, но если мы называем себя творцами, то почему бы не создавать для себя и соответственно для зрителей другой мир, к которому стремимся, которого не хватает! Особенно в этом смысле я не понимаю молодых режиссеров, кажется, что безнадежность — это модно.

Украина была представлена фильмами, нашему зрителю более-менее уже знакомы благодаря показам в Доме кино. Ленты вызвали большой интерес и оживление среди аудитории, после просмотра доминировала единственная мысль: большинство картин созданные с лучшими традициями украинского кино, всем притаманий сетиментализм, иногда он является лишним; кто-то добавил: что же вы хотели, Украина всегда этим грешила! Возможно, именно эти особые качества и помогли получить нам «серебро» — молодым режиссерам Украины, сохраняют лучшие традиции национального кино:

«Воскресение», режиссер Елена Голосий

«Жар-птица»,

режиссер Анастасия Харченко

«Стояла себе хатка»,

режиссер Елена Фетисова

«Светлячки», режиссер Надежда Кошман

«Жили-были», режиссер Елена Бойко.