Начальники этой страны закрыли кинохронику

Война началась, как вы знаете, в 1941 году, в июне месяце.

Мы работали на «Укркинохронике». Никто, конечно, опыта военных съемок не было, ведь мы работали в Украине мирной. Нужно было осваивать новую специфику. Буквально в первый день войны, 22 июня, штаб Киевского военного особого округа выделил нам автотранспорт, были такие легковые автомобили «эмки», по два оператора на одну машину.

У меня даже командировки за 22 июня сохранилось, где написано, что ассистент оператора Гольдштейн командируется для съемки военных действий.

В первый же день войны мы выехали вечером 22-го... Запомнил, потому что фары автомашин были с маскировкой. Когда мы отправлялись из Киева, нам дали указание двигаться на Тернополь. Взяли с собой аппаратуру, но все были еще в штатском.

Нам сказали, что экипируют в Тернополе. И действительно, когда на следующий день мы приехали в Тернополь, всем выдали военную форму, сапоги, пилотки, гимнастерки, и мы стали солдатами. Впрочем, нам всем сразу же присвоили звание капитана. Все кинооператоры были капитанами.

Собрались мы все в еще непривычном для нас воинском облачении и начали спрашивать друг друга, как и что нам делать дальше.

Был среди нас хороший человек — Витя Смородин, Виктор Алексеевич. К сожалению, о многих из нас сегодня приходится говорить в давно прошедшем времени.

Так вот, Виктор Смородин и говорит нам: «Мы допустили большую ошибку. Идет война, все вокруг в защитном цвете, а у нас киноаппаратура не окрашены. Будем идти на съемку, снайпер нас и перестреляю. Словом, нужно перекрасить кинокамеры !!!». Сказал и куда-то исчез, а впоследствии принес ведро масляной защитного цвета краски и кисточки.

И начали мы красить аппаратуру. Слава Богу, не додумались покрасить объективы. Несколько дней она высыхала, а потом все дружно «проклинали» Витьку, так как краска время от времени мазалась, пока мы от нее не избавились совсем.

Первая наша киногруппа Юго-Западного фронта насчитывала 13 человек и была создана на основе украинской студии «Кинохроника».

А начали мы работать таким образом. Разделились по два оператора, необходимо по двое, потому что если с одним что-то случится, то другой сможет сообщить, принять меры каким, словом, помочь.

Подчиненные мы были Политуправления фронта. Был у нас начальник киногруппы — Кузнецов Александр Степанович, его уже нет. На «Укркинохронике» он работал редактором периодики.

Впоследствии Политуправления прикрепили к нашей киногруппы еще и политруков. Однако это был и временный, и вынужденная мера.

Оказалось, что эти политруки до войны работали начальниками домов офицеров таких населенных пунктов, скажем, как Житомир, Белая Церковь, Коростень или Коростышев. А когда началась война, дома эти позакрывали и их начальники оказались без дела. Вот их и привлекли к нашей киногруппы. Были эти ребята хорошие, нас не трогали, мы их не трогали, а руководили мы собой сами.

А сложность первых месяцев заключалась в том, чтобы определиться, как и на кого мы работаем, что и как снимать.

Телевидение тогда, слава Богу, не было. Единственными видеозаписями были кинохроника и фото.

В Москве уже выпускали киножурнал, и операторы со всех фронтов посылали туда свои отснятые материалы.

Нужно отметить, что кинохроника имела в то время огромный успех и влияние, конечно, ибо все, что люди могли увидеть, есть какие-то кадры того, что творится на фронтах и в тылу, — это были наши киножурнала. Чуть позже появились и документальные фильмы. Хотя и в их основе были отсняты нами киносюжетов.

Из Львова мы двигались с войсками Юго-Западного фронта, отступали по всей Украине. На бортах машин было написано «Вперед на Запад», а автомашины двигались на Восток.

Беда наша состояла в том, что Москва все время посылала нам телеграммы, мол, покажите трофеи, пленных немцев, покажите наши победы, освобожденные города. Мы им отвечали: вы хотя бы газеты читайте. Пленные и трофеи действительно есть, но у немцев, мы же этого показать не могли. Однако из Москвы нам настойчиво слали депеши: прекратите снимать эвакуацию! А мы очень много, и слава Богу, снимали эшелоны открытых платформ, на которых были станки, оборудование целых заводов, рабочие с семьями, с детьми, под дождем, под снегом, все двигалось на Восток.

На новом городе станки ставили прямо на голую землю, подводили ток, а уже потом возводили над ними крыши. Они сразу же на новом месте начинали работать.

Мы считали, что все это нужно снимать. И снимали.

Снимали, как Украиной гнали огромные стада коров, свиней, овец в направлении Волги, пытаясь вовремя переправиться через реки, в степи. Правда, многие погибли дорогой ...

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Рубрика: Литература