Остановить захватнический налет на киноотрасль!

1516 марта Национальный союз кинематографистов России провела пресс-конференцию с участием секретарей НСКУ Бориса Савченко, Михаила Ильенко, Бориса Небиеридзе, Ларисы Брюховецкой, директоров киностудий «Укранимафильм» (Виктор Слепцов), «Укркинохроника», «Укртелефильм» (Олег Бийма), режиссера Одесской киностудии Ярослава Лупия, заместителя директора Национального центра Александра Довженко Михаила Донца и сообщила журналистам следующее:

Национальный союз кинематографистов Украины констатирует, что хотя в киноотрасли есть позитивные процессы (например, рост коммерческого кинопроката, производство телесериалов и телефильмов), однако они не решают кардинальных проблем.

2007 год может стать годом окончательного уничтожения украинского кино как искусства и как отрасли экономики. Об этом свидетельствуют прежде всего проблемы, давно известны, но не решаются:

— Отсутствие кинопроката везде, кроме больших городов,

— Отсутствие значимых инвестиций в кинопромышленность и как следствие — опустошение киностудий,

— Катастрофическое снижение украинского кинопроизводства,

— Отсутствие проката украинских фильмов,

— Отсутствие политики государственного стимулирования и урегулированию в киноотрасли,

— Отсутствие заинтересованности государства в восстановлении национального кинематографа.

Об этом свидетельствуют и тревожные события последних нескольких месяцев, а именно:

1. В ближайшее время может быть объявлена банкротом студия «Укранимафильм», которая дала известную в мире школа украинской анимации. Это банкротство искусственно создано при участии, в частности, налоговых структур и правительства, которое ввело тендерную систему для кинопроизводства. Причем студия недавно технически переоборудована и вполне работоспособна.

2. От Национальной киностудии им. А. Довженко из-за иска на основании незаконного договора требуют заплатить коммерческой структуре почти 10 млн. грн, а поскольку денег нет, то могут отобрать 2,5 га студийной территории. То есть той, которая внесена в реестр государственной культурного наследия.

3. Фактически уничтожена и доведена до банкротства Ялтинская киностудия, которая еще несколько лет назад была радостно объявлен успешным совместным украинский-российским предприятием. Сейчас 16 га территории на Поликуровском холме в Ялте могут быть отобраны за долги.

4. Одну из самых успешных среди государственных студий — «Укртелефильм», которая является прибыльным предприятием, пытаются слить с давно обанкротившимся предприятием и выселить из собственной территории. Гостелерадио запугивает руководителей студии, угрожая ответственностью за неподтвержденные документально нарушения.

5. Киностудия «Укркинохноника», что практически 70 лет ведет документальный летопись украинской истории, сейчас из-за бюрократической системы по полгода и больше ждет согласований сценариев на короткометражные фильмы, а, следовательно, просто не успевает зафиксировать исторически важные события. Сейчас не могут приступить к съемкам 12 проектов, утвержденных Министерством культуры еще в 2005 году.

6. Национальный центр А. Довженко, занимающейся созданием киноархива, сохранением мастер-копий всех украинских фильмов и печатью кинокопий для проката, за бюрократии государственных структур лишен финансирования, хотя, согласно Госпрограмме развития кино, уже давно должен был получить от правительства деньги на техническое переоснащение. Так же лишен возможности покупать пленку Кодак через решение Тендерного комитета.

7. Уже шесть лет Верховная Рада не может принять закон «О сборе на развитие национальной кинематографии», который заставлял бы телекомпании отчислять процент из телерекламы в накопительный Фонд национального кино. По такому принципу работает кино Франции и других европейских стран.

8. Практически все киностудии лишены возможности работать из-за введения тендерной системы, которая заблокировала получения государственными студиями выделенных на кинопроизводство государственных средств. Все кинематографисты, которые имели дело с тендерной системой, говорят, что эта монопольная структура открыто требует взяток за предоставление права на съемку за бюджетное финансирование.

9. Государство не приняла решение о повышении окладов и авторских выплат кинематографистам, поэтому заработная плата в государственном кинопроизводстве ниже плату в коммерческом в 8-10 раз.

10. До сих пор не урегулирована государством ряд проблем в авторском праве. Украинские кинематографисты лишены цивилизованной системы выплаты авторского вознаграждения, а пользователи их продукта не оформляют соответствующие налоговые взносы от авторского вознаграждения.

11. Два украинских вузы готовят специалистов в области кино и телевидения, но их дипломы — это фактически бумажки, потому что их специальности не имеют фиксации в государственном классификаторе профессий.

12. Разговорами остаются инициативы о создании национального центра дубляжа и всяческое содействие, в том числе регуляторная, перехода проката на украинский язык.

И этот перечень можно продолжать.

Кроме того, надо подчеркнуть, что практически за все время существования независимой Украины НСКУ как наибольшую общественную организацию, которая объединяет специалистов в области кино, государственные органы практически отстранили от обсуждения и принятия решений по развитию национальной кинематографии.

Учитывая, что кризис кинопроизводства достигло крайней точки, а киноотрасль оказалась перед угрозой уничтожения, НСКУ предлагает:

— Внести в ВР на рассмотреть как срочные ряд законопроектов о стимулировании национального кинопроизводства, в т.ч. законы «О сборе на развитие национальной кинематографии» и «О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам налогообложения», предоставив киноотрасли статуса по условиям государственного содействия аналогичного судостроения.

— Разработать и внедрить программу вывода из кризиса национальной кинематографии, в том числе государственных киностудий.

— Восстановить финансирование отрасли в полном объеме, согласно Государственной программе развития кинематографии, утвержденной ВР.

— Отменить в нынешнем виде тендерную процедуру закупки товаров и услуг в кинематографии.

— Привлекать представителей НСКУ и других общественных объединений кинематографистов к обсуждению всех вопросов, связанных с реформой национального кинематографа.

— Создание на базе «Укртелефильма» Студию детского и молодежного кино.

— Предоставить Государственной службе по вопросам кинематографии весомее статуса и подчинить ее непосредственно Кабинету Министров вместо Министерства культуры и туризма.

Рубрика: Мысли