Трудно быть Мастером

Хотел купить с официальной гарантией.

11От тебя всегда надеются только шедевров. Ждут, что новое творение непременно превзойдет прошлый.

Театральный режиссер Александр Дзекун — бесспорно великий Мастер. И те художественные высоты, которые он успешно преодолевал в театрах Москвы и Киева, Саратова и Донецка, Черкасс и Черновцов, Одессы и Ровно, априори обязывают и не дают права на то, чтобы осуществить неудачную попытку, сделать «проходную» спектакль, создать продукт «второй свежести».

Поэтому после блестящей, без преувеличения триумфальной постановки мистерии «Берестечко» по роману Лины Костенко (июль 2005) ровенский зритель с нетерпением ожидал второй встречи со столичным режиссером, и просто не мог, хотя бы невольно, не сравнивать это второе свидание с первым. И вот долгожданное второе пришествие Дзекуна в Ровно произошло: 16 декабря 2006 года состоялась премьера спектакля «Женщина из прошлого» по пьесе современного немецкого драматурга Р. Шимельпфенига.

39-летний Роланд Шимельпфениг — драматург пока малоизвестный в нашей стране, однако признан в театральном мире. Он долгое время жил в Стамбуле, поисля того работал в театрах Мюнхена и Берлина, а сейчас служит в «Дойчес Шаушпильхаус» в Гамбурге. Кроме «Женщины из прошлого», является автором пьес «Когда-то в мае», «Арабская ночь», «Push-up 1-3», «До / После» и др. Как лучший молодой автор получил престижную премию Нестроя (2002). Премьера «Женщины из прошлого» состоялась в 2004 году в знаменитом венском Бургтеатр. Украинский перевод этой «песни от Роланда» принадлежит Елене Петрив, а сценическая редакция — Александр Дзекун.

Представьте себе среднестатистическую, правда немецкий, дом. Немолодое супругов Франк (Владимир Снежный) и Клаудиа (Марина Яриш), которые связаны тридцатилетним браком и довольно темным прошлым — службой в пресловутом штази (об этом зрителям рассказывает их сын Анди-Станислав Лозовский). Усадьба эта, по определению Анди, настоящая «дом — пустыня».

Конечно, в метафорическом смысле — ведь очевидно, что между мужем и женой нет, а скорее всего, никогда и не было, любовь, и сын, имеющий любимую Тину (Нина Годунок) и вместе с друзьями-тинэйджерами (Наталья Тертичка, Вячеслав Давидюк, Виктория Клещенко, Игорь Николаев) охотно покуривает травку, рисует граффити и увлекается рэпом, является абсолютно чуждым своим родителям. Но пустыня также и в смысле буквальном, так как почти все вещи упакованы (на сцене стоят большие длинные чемоданы, на которых выписаны имена членов этой семьи, чемоданы, больше напоминающие гробы) и уже назавтра все трое уезжают — далеко и навсегда ...

Но вот в дверь жилища — длинные стальные двери, похожие на домашней таможенный контроль (недаром над дверью — сигнальное устройство!), Раздается настойчивый стук. Это незваная гостья, «женщина из прошлого» Роми Фогтлендер (Нина Николаева), которая, оказывается, тридцать лет назад в течение целого лета занималась любовью с Франко, и они обещали любить друг друга вечно! И теперь она наконец нашла его и имеет лишь один намерение — напомнить Франко о его обещание и выполнить свою, то есть забрать его с собой навсегда.

Что же, для жизни подобная ситуация исключительная, экстраординарная. Однако для драматургии последнего столетия — отнюдь не новая. Скорее, типичная, или даже архетипическая. Сколько женщин и мужчин «из прошлого» нарушали покой и мирную жизнь героев-обывателей! Вспомним хотя бы Клэр Цаханасян с трагической комедии Фридриха Дюренмата «Визит старой дамы». Или же «пьесу-романс» «Санта-Крус» Макса Фриша. Или драму Гарольда Пинтера «Комната». А «театр молчания» Мориса Метерлинка ( «Незваные», «Слепцы», «Там, внутри»).

Подобную ситуацию можно решать на сцене в разных плоскостях. Кто-то будет искать ответы в традиционном реалистическом, социально-психологическом театре, кто будет привлекать екзизстенциальну модель свободы выбора, кто будет трактовать «визит дамы» с прошлого как вторжение абсурда, а кто будет выполнять поиск в измерениях эстетики современного театрального авангарда.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Рубрика: Литература