В советское время

В советское время его называли певцом романтики революции, художником определенной гражданской позиции, которому присуща публицистичность и точность художественного воплощения. Фильм «Комиссары» демонстрировался в Пизе (Италия) на МКФ «Новое в языке кино». За фильм «Путь к Софии» режиссер удостоен престижных наград в искусстве Болгарии: награды Софии и ордена святых Кирилла и Мефодия. За фильм «Овод» — ордена Командора от Президента Италии.

Мащенко — актерский режиссер. «Экран, — говорит он, — имеет множество средств выразительности. Однако для меня ясно одно: самое важное — киноактер, человек, наши поиски воплощает в жизнь, остается наедине со зрителем. Актер — это душа и сердце наших картин. И пока оно бьется, будет и киноискусство».

Актеры откликались на эту его особенность творчества: как высказалась Антонина Лефтий, «в фильмах Николая Мащенко нельзя играть в полсилы, спрятаться в отдельные детали. Режиссер требует творческого горения, самоотдачи. Он — за актера-творца». Ведь без этого нельзя было бы творить характеров мужественных, способных на подвиг.

На ХХХІ традиционном международном обзоре телефильмов в Монте-Карло приз — «Золотую нимфу» за лучшее исполнение мужской роли была присуждена Андрею Харитонову за главную роль в фильме «Овод». Манеру работы Мащенко с актерами он назвал яростной.

Как начиналась дорога талантливого режиссера в большое кино? Кому обязан профессией? Что принес в украинское кино? Что помнит о друзьях-коллег?

Николай Павлович Мащенко — кинорежиссер, писатель, народный артист Украины (1983), академик АГУ, лауреат Государственной премии Украины им. Т. Г. Шевченко (1982).

1953 окончил Харьковский театральный институт (у И. Марьяненко. С 1957 года на Киевской киностудии художественных фильмов. Поставил фильмы: «Радость моя» (1962, в соавторстве), «Новеллы Красного дома» (1963, в соавторстве), «Хочу верить» (1965), «Всюду есть небо» (1965), «Ребенок» (1967), «Комиссары» (1970), «Иду к тебе» (1971), «Как гартувался сталь» (1973, т / ф, 6 серий), «Путь на Софию» (1978, т / ф, 5 серий, СССР — Болгария ), «Овод» (1980, т / ф, 3 серии), «Карастояновы» (1982, т-ф, 3 серии, СССР — Болгария), «Парижская драма» (1983), «Мама, родная, дорогая» 1986), «Все побеждает любовь» (1987), «Зона» (1988, совместно с С. Шахбазян), «Кобзарь» (1993), «Венчание со смертью» (1994), «Богдан Зиновий Хмельницкий» (2006). В Национальном театре русской драмы им. Леси Украинский поставил «Дом, где все кувырком» А. Портес (1995). Автор книг: «Заря для матери» (1983), «Мама, родная, единственная ...» (1991), «Ведьма-енкаведистка» (2000), «Воспоминание о любви. Трое »(2004),« Последняя атака »(2005),« Василь Земляк в улыбках Николая Мащенко.

— Введение на театральное отделение Харьковского театрального института был, очевидно, не случайным. Мечтали стать актером?

— Дорога в театральный институт была долгой и очень тяжелой. Началась она еще в 1947 году. Тогда я закончил седьмой класс Милуватськои неполно-средней школы и вынужден был в 8, 9, 10 классы ездить за 50 километров до города Рубежное. Сто километров каждый день. Да еще пять километров от дома к железной дороге. В дождь и снег преодолевал эти километры и проклинал их безбожно. Преодолевал в темноте — чтобы не опоздать на рабочий поезд, надо было выходить в 4 часа утра, а возвращался домой около 11-ти вечера.

Сотни раз хотелось показаться, и мамины слова — «тогда айда на свинарник на мое место» — напоминали о ее каторжные страдания ради лучшего будущего своих детей и придавали мне сил. Вы спросите, почему так далеко надо было ездить, разве не было другой школы поблизости? Рубежное мама считала местом моего второго рождения. Дело в том, что в первом классе я заболел туберкулезом и уже не было малейших надежд на выздоровление.

Мама повезла меня «на край света» — в Рубежное. Там главная врач взялась лечить меня у себя дома. И целых восемь месяцев боролась за мою жизнь. При том, что у нее было своих две дочери немного старше меня, с гражданской войны прикован к постели боевой побратим ее мужа. К тому времени мужчина уже был одним из ведущих инженеров Рубежанского химкомбината. Жили, мне казалось, как цари. И мне, чужому совсем, создавали царские условия.

Когда все расходились из дома, я оставался наедине с героем гражданской войны. Он научил меня петь его любимые песни «Орленок, орленок», «Там, вдали, за рекой». Однажды старшая дочь принесла из школы книгу «Как закалялась сталь». Он попросил меня держать книгу перед его глазами, а сам читал вслух. Через много лет, снимая фильм «Как закалялась сталь», в эпизоде, когда Корчагин впервые заходит в Тони Тумановой, вспомню его, и в комнату ввез больного человека в коляске. Юный Корчагин обратит на него особое внимание. Будто заглянет в свое будущее.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10