Новости по теме: Ленин

22 января 2010

Довженко и Сталин

Начинать придется из Сталина, потому что именно он инициировал событие, о котором пойдет речь далее.

З0 января 1944 состоялось заседание Политбюро ЦК ВКП (б). Можно сказать, что это было расширенное заседание, потому что на него пригласили еще и деятелей культуры.

Ради чего же собралось такое почтенное общество? Шла война, и страна жила тем, что происходило на фронте. Но не военные дела собрали всех этих людей в Кремле. Военных не позвали.

Должно было состояться обсуждение киноповести Александра Довженко «Украина в огне». Автор присутствовал, а вместе с ним другие представители украинской литературы.

15 июля 2009

Этот странный красно-черный «флирт»

В этом году итальянцы пригласили руководить кинофестивалем La Biennale di Venezia «варяга» — швейцарца Морица де Хадельн, много лет возглавлял Берлинский международный просмотр кино. Размышляя, чем же задеть нерв итальянца и зрителя вообще, и учитывая то, что 2002-ый для венецианского Кинолев юбилейный — 70 лет! — Он позвал на «Большую Раду» киноведа Г. И. Шлегеля, которому 15 лет работал в Берлине. Известный историк кино обратил внимание на то, что кинофестиваль в Венеции начинался под знаком странного «флирта» кино номенклатуры Сталина и Муссолини и советские картины на первых двух просмотрах имели большой успех. И в программу в Венеции включили ретроспективу «70 лет La Biennale di Venezia: серп, молот и fasce / 1932—1942 /». К нынешней ретроспективы вошли советские фильмы «Путевка в жизнь» (реж. Ник. Экк), «Пышка» (реж. М. Ромм), «Окраина» (реж. Б. Барнет), «Новый Гулливер» (реж. А. Птушко), «Веселые ребята» (реж. Г. Александров), «Герои Арктики» (Я. ПОСЕЛЬСКИЙ). Венецианский кинофестиваль — старейший в мире, основанный в 1932 графом Вольпи, министром правительства Бенито Муссолини на Лидо де Венеция / Lido de Venezia /, курортной зоне состоятельных людей. Кстати, тогда он назывался Международная киновиставка «Mosta».

Хотя за рулем Италии стоял в то время Муссолини, в первом фестивале приняли участие три советские ленты, две из которых очень связаны с Украиной — «Земля» Довженко и экранизация романа Шолохова «Тихий Дон» режиссера А. Преображенской. Кстати, пролог последней напоминает украинскую ленту А. Кордюма «Джальма». Только там красноармеец привез в село жену — чеченка, а тут казак — турчанка. В обоих случаях местные встретили их враждебно, и целью фильмов было вызвать у зрителей осуждение этого. Понятно, что такие ленты абсолютно не соответствовали линии фашистской идеологии. Ну, а «Земля», как известно, вынудила Гитлера признать: «Она опасна, как хорошо вооруженная армия врага».

23 июня 2009

Тиран под микроскопом

Сообщение о том, что на киностудии им. А. Довженко снимают «Чингисхана», вызвало удивление: — неужели своих проблем нет? Но постановщик (оказывается, он родился в Казахстане) обратился к этой фигуре и объединил талантливых художников, чтобы напомнить о смирении перед вечностью. Это скорее не фильм, а телеспектакль с соблюдением единства места действия и времени.

Так, два часа разговоров на крупных планах. Без пространства, в юрте. Ясно, что стихия Чингисхана — это безграничное пространство, где на лошадях мчится многочисленное войско, это подчинение цивилизованного мира дикой нашествием. Но это фильм про эту историческую фигуру в другом качестве, осталось ему жить несколько дней. Он агонизирует, выглядит тигром в клетке. Он всесилен и бессилен одновременно — именно чтобы подчеркнуть это и нужен этот замкнутое пространство, из которого уже не выбраться. То есть, место действия оправдано содержанием произведения.

Тираны в кино стали объектом пристального внимания, причем в момент их бессилие, как, например, Ленин в «Тельцы» Александра Сокурова. Прибегая к возможностям кино в создании физиологически неприглядной, уныло документальности момента, когда человек на пороге смерти, режиссеры напоминают известные истины: сила и могущество не вечны, преходящие, и даже если ты сверхчеловек, тебе следует помнить о смерти.