Новости по теме: продолжение

19 октября 2009

Лариса Иванишина

Когда Лина Костенко написала о женщине, которая мечтала в доме нарисовать небо, она не знала о Полине Райко. Да и Полина Райко тогда никому не была известна. Но эти строки как о ней. Только в отличие от матери из поэзии Лины Костенко, Полина Райко свою мечту осуществила. За последние три года своей жизни засияло не только небо на потолке, — она разрисовала весь свой дом. Женскими портретами, птицами и сказочными зверями. Эта изба — в ничем не примечательном поселке Голая Пристань на Херсонщине. Именно об этих феноменальные росписи, о женщине с горькой судьбой, все это нарисовала, сняла фильм «Рай» молодой режиссер Надежда Кошман.

Благодаря этому мы увидели чудо, которое напомнило работы Марии Примаченко, и узнали о непостижимый всплеск творчества среди повседневного потока жизни. Что это? Веление Бога? Форма протеста против горькой судьбы? Неразгаданная, непостижимая потребность обиженной души?

8 сентября 2009

Улучшенная порода: Copyright 1967

По непроверенным данным американской «когнитивной науки», существует лишь две метафоры, которые направляют человека в познании самого себя: «человек-машина» и «человек-животное». Человека, правда, еще считают иногда созданной по образу и подобию ... — Но это не метафора, так как эталон нам недоступен. На сегодня имеем более прозрачную, уточненную пару: «человек-компьютер» и «человек-обезьяна». Возникновение и развитие уподобление себя к естественному предка, ключ к анатомии (и даже эволюции) которого предыдущее XIX века видело именно в человеке — не менее интересный поворот мысли, чем отчуждения своего собственного образа в «умной машине», в свое время созданной, чтобы разгрузить человечество от простейших, самым скучным умственных операций.

Ясно, что ближайшая к нам по подобию, способностями и поведением животное, как и ближайшая к нам за специфическими способами функционирования машина, являются теми зеркалами, в которых наш собственный образ легко отчуждается, а потом возвращается назад и навязывает свою подобие формируя модель.