Новости по теме: речь

19 октября 2009

Сергей Михальчук: «Создать целостную вещь»

Сергей Михальчук (р. 1972) окончил кинофакультет Киевского института театрального искусства им. И. Карпенко-Карого, специальность оператор (мастерская Алексея Прокопенко. С 1996 года — оператор компании «Фильмотехник».

Снял ряд полнометражных фильмов, среди которых: «Мамай» (режиссер А. Санин), «Любовник» (режиссер В. Тодоровский), «Мой сводный брат Франкенштейн» (режиссер В. Тодоровский), «Удостоверение личности» (режиссер Г. Шмейт ), «LAS MENINAS» (режиссер И. Подольчак); несколько документальных, телевизионных и короткометражных лент. Работает также в фотожурналистике.

— Сергей, вы недавно закончили съемки в фильме «LAS MENINAS» режиссера Игоря Подольчака. Расскажите, пожалуйста, о своей работе, собственно, и про сам фильм.

18 августа 2009

Ролан Сергиенко: «Спеши исповедоваться»

Чтобы Вас не удивили мои следующие вопросы, я хочу такую маленькую историю рассказать. У нас в театре Заньковецкой был спектакль, который назывался «сам». Это о диссиденте, который в психушке долго сидел, и переписка у него было с канадкой, которая отстаивала права человека. И этот спектакль показал, что с ним произошло уже в наше время. Десять лет независимости Украины этот человек жил бы на отшибе, он не принял этого общества. Приходит его сын, он не приемлет его взглядов на жизнь, его приспособленчества, приходят его давние друзья, с которыми он сидел, он их тоже не принимает. Противоречивое впечатление остается от этого героя: он всех критикует, а сам отстранился, как пассивная человек. Это заостренная модель людей, которые были в оппозиции к власти, были диссидентами, а сегодня оказались, как люди порядочные, вне политики. Они не могут принять нынешнего общества, того, как оно живет. К чему это я? Во-первых, я хочу спросить, считали ли вы себя диссидентом, хотя вас и не арестовывали, но ваши фильмы запрещали. Как вы оцениваете себя в этом плане, во времена советской власти?

Интересно, я никогда не ставил себе такой вопрос, не собирался квалифицировать себя как диссидент ли не диссидент. Я точно знал, что партийная власти идут не тем путем, которым надо идти. Я верил и, грешным делом, даже теперь верю и знаю, что в действительности коммунизм как идея ничего общего не имеет с тем строем, который насаждался в течение многих лет и который вылился, скажем так, в безклубивщину. И ничего общего с ним я никогда не имел, не хотел иметь и считал их (власть), не хочу сказать — врагами, но я был не с ними. Я был в душе, наверное, коммунистом — хотя сам себя таковым не считал, — но думаю, сторонником коммунизма, вкладывая в это понятие и Христа как одного из первых коммунистов, и Сковороду как одного из последователей Христа и идеологов настоящего коммунизма.

19 июля 2009

Их мысли

Речь пойдет не о экранном воплощении французской философии. Не о трансгрессии за пределы возможного зла, и не о экзистенциально невозможной точки зрения — то есть не о рассказ убитого убийцы о том, что произойдет после его гибели ( «Убийца / убийцы» М. Кассовица), не о гастрономических издевательствах над человеческом теле, тиражируемые — вслед за П. Гриневеем — в диапазоне от голливудских блокбастеров до произведений камерного фестивально-тусовочного видеоарта (приходят в голову некоторые сюжеты из программы фестиваля «Ловушка для снов» 2002 г.).

Хотя, возможно, и об этом стоит сказать: режиссеры — ловцы снов и фантазий уже достаточно традиционно улавливают в свои «ловушки» продукты архаичных стадий инфантильной воображения, осуществляя банальную (с точки зрения психоанализа) трансгрессии за пределы или возможного (в Реальном) — фантазм отдельной жизни отдельных частей тела, или культурно допустимого (в символическом) — каннибализм, кастрация, первый плюс второй (сюжеты все того же фестиваля видеоарта. Все эти кинотрансгресии подтверждают давний догадку о том, что в кино мы видим вещи и события, к которым в жизни отнюдь не хотели бы участвовать. Опыт жизни расширяется фантазм; это особенно очевидно там, где осуществление межевых фантазувань было бы угрозой для существования, следовательно, и для получения вообще любого опыта.

24 апреля 2009

Социология театрального юбилея

Термины «многонациональный советский театр» или «украинский советский театр» надо понимать как социомистецький и идеолого-политический эксперимент советского правительства и Коммунистической партии по созданию сценических коллективов как идеологически послушных отрядов. Этот диалог власти и искусства продолжался более 70 лет. Система предусматривала пристальное внимание к индивидуальным нравственных и творческих качеств художника, его безотказную преданность государственному строю, по-военному четкое выполнение указаний сверху.

В начале 20-х годов среди художников цельностью творческой натуры и целеустремленностью характера отличался актер и режиссер Гнат Петрович Юра. Кроме того был он, прибегая к современной терминологии, блестящим менеджером. Его организаторские способности признавали все. Перед его пониманием природы театра, секреты воздействия на зрителя подходили наиболее честолюбивые персоны украинского театрального Олимпа.

24 апреля 2009

Издание кинокаталогов

Аудиовизуальные документы сегодня — нужен информационный ресурс, который, как живой организм, не только постоянно растет, но и формируется и интенсивно используется. В нашем архиве важное место занимают кинодокументы. Постоянный рост их роли как исторического источника, широкое использование их в различных сферах (науке, политике, экономике, культуре) вызвало необходимость расширить доступ пользователей к архивной информации.

Хочу напомнить, что так было не всегда, поскольку длительное пребывание архивных учреждений в подчинении НКВД сказалось этапом их полной интеграции в систему идеологических служб тоталитарного режима. И только после того, как в 1960 году состоялась передача архивных учреждений в подчинение второго архивного управления при Совете Министров СССР, использование информации в научных, народнохозяйственных и культурных целях вышло на первый план.