Новости по теме: сцена

5 сентября 2009

Опера Вагнера в интерпретации уркаинських художников

ворческое содружество воспитанников украинской театральной школы режиссера Аттилы ВИДНЯНСКИЙ и сценографа Александра Билозуба родилась несколько лет назад в Берегове. В этом закарпатском городе, в регионе, где проживает немало венгров, в свое время по инициативе ВИДНЯНСКИЙ был организован единственный на территории Украины венгерский театр.

Его основатель и художественный руководитель нашел в лице актера, режиссера и художника Александра Билозуба человека, с которым ему было интересно сотрудничать. Роли распределились четко. В столичном театре им. И. Франко Александр играет в спектаклях и имеет несколько собственных режиссерских работ. В содружестве с Аттилой ВИДНЯНСКИЙ выступает в ипостаси театрального художника. Совместно они поставили несколько драматических спектаклей не только в Украине, но и в Венгрии, где руководителя береговского театра хорошо знают и ценят.

23 августа 2009

Противоречивое кино

12Как квалифицировать «Молитву за гетмана Мазепу»? Как неудачный фильм? Или смириться с тем, что воспринять его не готов зритель?

Юрий Ильенко после завершения фильма в конце 2001 года не захотел прислушаться к доброжелательным советам (о разгромной критике говорить не приходится), прозвучавшие со страниц прессы, не принял предложения поляков добавить эпизоды из жизни Мазепы при дворе польского короля. Вслед за И. Бергманом он мог сказать: «Я не позволяю подгонять себя под ту или иную формулировку или систему, не позволяю насильно вести себя туда, куда мне идти не интересно».

А что в итоге? Стал ли фильм успешным с точки зрения художественного и коммерческого, как это сознательно прогнозировал и декларировал автор во время работы над ним? Точной информации о коммерческом успехе еще нет. Относительно художественного — результат можно сформулировать так: «сколько людей — столько и мнений». Одни убеждены в несостоятельности фильме, даже его вредности (интересно, выражающих такой тезис антиподы идеологические: как адвокаты Петра I, так и защитники Мазепы). Другие, исходя из необычности фильма, его непохожести ни с одним из сих пор созданных, пророчат ему признание в будущем. Третьи акцентируют на злобности критики и отсталости зрителя, которому «не дано» понять поиск художника.

12 августа 2009

Кто-то должен был это сделать

27 октября этого года под занавес 32-го кинофестиваля «Молодость» во дворце «Украина» был показан фильм Андрея Кончаловского «Дом дураков». Трагическое стечение обстоятельств — фильм о чеченской войне шел в Киеве на следующий день после «спасательной» операции российских спецслужб в театре на Дубровке — оказался симптоматичным. Перед просмотром зал поднялся на минуту молчания. Открывал показ заместитель Министра культуры Российской Федерации Сергей Лазарук такими словами: «После последних событий в Москве картину смотреть будет трудно. Вам может показаться, что чеченцы в ней изображены слишком по-доброму »...

1995 года по Российскому телевидению был показан сюжет о психиатрическом интернате на чечено-ингушской границе, заброшенный медперсоналом во время военных действий на произвол судьбы. Пациенты, жители больницы, выжили. Тогда же Андрей Кончаловский под впечатлением этой истории написал киносценарий. «Конечно, — говорит он, — история моя выдуманная — от начала до конца, хотя толчком к написанию сценария стали реальные события». С прототипом главной героини режиссер течение года общался по телефону, хотя никогда ее не видел.

14 июля 2009

Довженко снимает «Щорса»

В феврале-марте 1937 года А. Довженко снимал в Чернигове и вблизи него эпизоды к кинофильму «Щорс». Первую команду операторам он подал 25 февраля. А перед тем провел большую подготовительную работу. Сценарий, как рассказывал сам А. Довженко местным журналистам на встрече в редакции черниговской областной газеты «Большевик», был построен по маршрутам боев Н. Щорса. Присутствующие, среди которых были молодые писатели А. Тесняк, М. Хазан, с волнением слушали отрывок из сценария, приветствовали автора. А он ответил: «Сценарий — это только полдела. Главное — впереди.»

А. Довженко перед съемками выезжал «на натуру», подолгу беседовал с бойцами Черниговского гарнизона и колхозниками — участниками массовых сцен. Несколько раз заходил в областной архив, чтобы еще посмотреть на документы гражданской войны. Особенно часто обращался к историческому музею. Заместитель директора музея А. Левенко рассказывал, что в это время он познакомился с Александром Довженко. А. Левенко раз собирал материал о Н. Щорса и его боевых товарищей, который впоследствии лег в основу его кандидатской диссертации. Он консультировал Довженко, выезжал с ним в села Кличивку, Павловку и другие места, где снимали фильм. Ему показалось: Довженко вовсе не считал свой сценарий раз и навсегда неизменным